Цадкин


Цадкин
, Осип (Zadkine, Ossip) 1890, Смоленск — 1967, Париж. Французский скульптор, график. Отец Цадкина был преподавателем древних языков, мать принадлежала к семье кораблестроителей Лестер, выходцев из Шотландии, прибывших в Россию в кон. XVII в. по приглашению Петра I. Художественная одаренность Цадкина проявилась в раннем детстве: он хорошо рисовал, обладал прекрасным музыкальным слухом, играл на скрипке. "Однажды, будучи еще мальчиком, — вспоминал Цадкин, — я нашел великолепную белую глину. Когда я стал мять ее руками, я испытал ни с чем не сравнимое наслаждение, которое испытываю до сих пор". В 1906—1908 работает и учится в Лондоне, посещает вечерние занятия в Политехнической школе, в 1908 — курсы в Школе искусств и ремесел. С 1909 Цадкин в Париже; поступает в Школу изящных искусств, в мастерскую Энжельбера, принимает участие в выставках, знакомится с Аполлинером, Пикассо, Липшицем, Бранкузи, Архипенко, Модильяни и др. Уже ранние скульптуры отмечены выразительностью образа, смелостью формы. К 1908 относится Героическая голова (Париж, частное собрание). Небольшая по размеру (высота ок. 30 см), она производит впечатление мощной каменной глыбы. В Пророке (1914, Гренобль, Музей изящных искусств) бережно сохраняется ствол дерева, подчеркивается ощущение необоримой жизненной силы. В 1915 художник вступает добровольцем во французскую армию, работает санитаром, в 1916, после отравления газами, попадает в госпиталь. В 1918, не долечившись, возвращается в Париж "без гроша, больной, раздавленный морально и физически" (Цадкин). Все надо было начинать сначала; он выставляет серию военных рисунков (в выставке принимают участие Модильяни и Кислинг). Работы 1920—1930-х отличаются многообразием форм и образов. Мастер использует открытия кубистов в трактовке пространства, нередко обращается к сходным темам: Женщина с веером (1920, Париж, Нац. музей современного искусства), Музыкальное трио (1928, Бристоль, Художественная галерея), Аккордеонист (1918, Париж, частное собрание), где аккордеон и человек образуют единый пластический объект; скульптура Свет и формы (1918, Париж, Нац. музей современного искусства) посвящена взаимодействию света и объема, роли света в преображении формы. Одна из самых прекрасных композиций — В честь Баха (1936, Амстердам, Музей Стеделийк), в ней условно трактованная фигура человека дана в органичном единстве с музыкальными инструментами, партитурами. Величавая мелодия форм, плавных линий превращает скульптуру в пластическое воплощение музыки. Однако, оставаясь в границах строго регламентированной рационалистической системы кубизма, художник не мог полностью выразить то, что его волновало. Ему важно было овладеть средствами эмоциональной выразительности ваяния, подобную той, какую он находил в пластике романских и готических соборов, в скульптуре Родена, способной говорить на языке человеческих чувств и страстей. Предчувствием новой войны воспринимается Распятие. Образ распятого Христа (1939, Париж, Нац. музей современного искусства) художник увидел в прекрасном срубленном вязе. "…Две главные ветви вяза... были словно... руки распятого...". Распятый Христос — это распятая природа, распятое человечество. В годы Второй мировой войны Цадкин живет и работает в США (1939—1945). В его искусство входит война с ее жестокостью, насилием. Острые углы, разорванные ритмы, "колючие" объемы характерны для Воителя (1943, Париж, частное собрание). На плоскости рельефа расположены фрагменты вооружения, обмундирования, а человека нет — человек превращен в приспособление для убийства. В скульптуре Узница (1943, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг) из-за тюремной решетки проступает прекрасное женское лицо, исполненное гнева и скорби. Это не только Франция — это узники всего мира. В Воющем Арлекине (1944, Париж, частное собрание) художник выразил свое эмоциональное состояние в дни войны: "В моем одиночестве, я выл как Арлекин, и никто не слышал меня…" (Цадкин). Главным антивоенным произведением Цадкина, проклятием террору, всем войнам, бывшим и грядущим, стал Разрушенный город (Памятник разрушенному Роттердаму, 1947—1948 — первые эскизы, завершен 1953, Роттердам). 14 мая 1940 город был сметен с лица земли фашистскими бомбами. Погибли сотни тысяч жителей, разрушено 11 тысяч зданий. Цадкин хорошо знал довоенный Роттердам, прекрасный старинный город, который "по милости Бога жил и цвел подобно лесу… в памятнике я хотел выразить крик ужаса перед бесчеловечной жестокостью палачей…" (Цадкин). Скульптура представляет и человека, и гибнущий город, с грохотом падающие здания. Формы человеческого тела чудовищно искорежены, пластические объемы подчинены резким, изломанным ритмам — передана "не реальность натуры, а реальность чувств" (Цадкин). Рот разорван воплем, в середине статуи на месте сердца зияет огромная брешь, как от взрыва. Подобия рук взметнулись вверх, словно пытаясь удержать низвергающееся на землю небо, которое "скрылось, свившись как свиток" (Иоанн, Апокалипсис, 6; 14). "Город с пробитым сердцем" — так называют иногда памятник, гигант, воздевающий руки к небу среди пустынной площади, производит неизгладимое впечатление, ударяя по нервам. Это самое мощное и сильное произведение мировой антивоенной скульптуры XX в. Возвращение в Париж в 1945 вдохнуло в художника новую энергию и жажду творчества. Конец 1940-х — 1960-е — один из наиболее плодотворных периодов в жизни мастера. Меняется и его самоощущение, отступает тоска, рождается надежда. Уже в 1944 в предчувствии победы он создает скульптуру Феникс (1944, Амстердам, Музей Стеделийк) — сказочная птица, сгорающая в огне и воскресающая из пепла — символ вечной жизни и надежды. В 1945 Цадкин лепит композицию, прославляющую великого ваятеля XIX в. В честь Родена (Париж, частное собрание) — фигура полулежащего Родена трактована в посткубистической манере с элементами сюрреализма. Голова скульптора — одно огромное око; вогнутое пространство торса — просторное лоно, заполненное множеством фигурок — зародышами будущих произведений. Тема творчества в широком смысле — одна из главных тем искусства Цадкина. Мастер создает ряд статуй Орфея. Орфей (1930, Париж, Нац. музей современного искусства) — это и певец, играющий на лире, и музыка природы: в струящихся прядях волос, в волнистых складках одежды — шелест листвы, в изгибе торса — колыхание ветвей. В статуе Орфей (1948, Париж, Нац. музей современного искусства), в верхней части торса оставлен просвет, заполненный струнами, образующими подобие лиры: певец и лира образуют единое целое. Поэт не отгорожен от мира, от жизни, которая свободно "протекает", струится сквозь него. Творчество Цадкина, его мировосприятие метафорично — отсюда тяга к мифологии. Пространство мифа безгранично: оно не замыкается границами места и времени, отражая вечные истины и понятия. "Я преобразую формы тела, чтобы изображения легендарных героев мифа стали самодостаточными, чтобы не нуждались во внешних атрибутах; лира становится частью Орфея, огонь — частью Прометея" (Цадкин). Прометей (1954, Франкфурт, библиотека Университета). Метаморфоза, превращение одних сущностей в иные, их единство лежит в основе многих работ: поэтичная Девушка-птица (1926, Вустершир, Художественный музей). В 1956 Цадкина захватил трагический образ великого живописца Винсента Ван Гога. Он делает погрудный портрет художника (1956, 5 повторений в частных собраниях Парижа, Брюсселя, Флориды и др.), несколько эскизов монумента: Ван Гог — проповедник, Ван Гог в полях, Ван Гог с палитрой, рисующий Ван Гог и, наконец, памятник Ван Гогу (1956, Овер). 27 июля 1890 в Овере художник смертельно ранил себя выстрелом из револьвера, здесь он и похоронен. Ван Гог представлен идущим на этюды. Ремни от этюдника с красками, холста и прочего снаряжения, перекрещиваясь на груди, образуют крест — символизируя крестный жизненный путь мастера. В 1963 Цадкин создает памятник Винсенту Ван Гогу и его брату Тео (установлен в 1964, Зундерт, Голландия, — место, где родились братья). Скульптор сумел рассказать языком пластики о сердечной привязанности, духовной близости, которые связывали Винсента и Тео. Склоненные головы, торсы как бы "переходят" друг в друга, образуя неразрывное единство; сплетенные руки словно ограда, которой они стремятся защититься от ударов судьбы. В творчестве Цадкина нашли отражение художественные приемы и идеи многих направлений искусства XX столетия: кубизма, примитивизма, экспрессионизма, сюрреализма, абстракционизма, в зависимости от тех задач, которые он ставил перед собой, ибо главная его цель — создание яркого выразительного образа. Цадкин отмечен в 1950 Гран-при на Международной биеннале в Венеции; начиная с 1910 его работы почти ежегодно экспонируются не только во Франции, но и в Италии, Великобритании, Греции, Голландии, США, Японии, Канаде и других странах. В течение многих лет мастер преподавал в Академии Гран-Шомьер в Париже (с 1945). Командор ордена Почетного легиона (1966).
Лит.: Raynal M. Ossip Zadkine. Rome, 1921; Zadkine O. Comment je suis devenu sculpteur. Bruxelles, 1951; Cassou J. Zadkine. Amriswill, 1962; Zadkine O. Poemes. Londres, 1964; Jianou I. Zadkine. Paris, 1964; Zadkine O. Le maillet et le ciseau — Souvenirs de ma vie. Paris, 1968.
В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Цадкин" в других словарях:

  • Цадкин — Цадкин, Осип Цадкин Орфей (1956) Осип Цадкин (фр. Ossip Zadkine, собственно Иосель Аронович Цадкин, 14 июля 1890 25 ноября 1967) французский скульптор, выходец из России …   Википедия

  • Цадкин О. — ЦÁДКИН (Zadkine) Осип (1890–1967), франц. скульптор. Выходец из России, с 1909 во Франции. Испытал влияние кубизма ( Женщина с веером , 1923), впоследствии стал одним из крупнейших мастеров европ. экспрессионизма. Наиб. известные произв.:… …   Биографический словарь

  • Цадкин Осип — Цадкин Орфей (1956) Осип Цадкин (фр. Ossip Zadkine, собственно Иосель Аронович Цадкин, 14 июля 1890 25 ноября 1967) французский скульптор, выходец из России. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • ЦАДКИН (Zadkine) Осип — (1890 1967) французский скульптор. Выходец из России. Испытал влияние кубизма и экспрессионизма (памятник Разрушенный город в Роттердаме, 1953) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Цадкин Осип —         (Zadkine) (1890 1967), скульптор так называемой парижской школы. Выходец из России. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1909). С конца 1910 х гг. испытал воздействие кубизма ( Женщина с веером , 1920, Менады , 1934, оба произведения …   Художественная энциклопедия

  • Цадкин, Осип — ЦАДКИН (Zadkine) Осип (1890 1967), скульптор так называемой парижской школы. Выходец из России. Представитель экспрессионизма. Создал пронизанный острым драматизмом, антифашистский по направленности монумент “Разрушенный город” в Роттердаме… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Цадкин, Осип — Осип Цадкин Осип Цадкин (фр.  …   Википедия

  • Цадкин Осип — (Zadkine) (1890 1967), французский скульптор. Выходец из России, с 1909 во Франции. Испытал влияние кубизма («Женщина с веером», 1923), впоследствии стал одним из крупнейших мастеров европейского экспрессионизма. Наиболее известные произведения … …   Энциклопедический словарь

  • Осип Цадкин — Цадкин Орфей (1956) Осип Цадкин (фр. Ossip Zadkine, собственно Иосель Аронович Цадкин, 14 июля 1890 25 ноября 1967) французский скульптор, выходец из России. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Роттердам — Роттердам. Деловой квартал. РОТТЕРДАМ, город в Нидерландах. 590 тыс. жителей. Расположен на северном рукаве дельты Рейна, каналом соединен с Северным морем. Один из крупнейших портов мира (грузооборот свыше 250 млн. т. в год); международный… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.